2020-11-25 07:21:07:Образовательные технологии, адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья.


  • Тюлюбаева Любовь Евгеньевна

Образовательные технологии, адаптированные для детей с ОВЗ.

Использование современных образовательных технологий

В современном обществе процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — биологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д., является основной категорией коррекционной педагогики. Формирование личности ребенка с умственной отсталостью подразумевает некую законченность становления человека, достижение заданного уровня зрелости, придание необходимой формы, человеческого образа. Работа учителя-дефектолога в коррекционной школе заключается в решении следующей задачи: максимальное преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников. Одним из ведущих принципов специальной педагогики, которым пользуюсь я, как дефектолог, является принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования Коррекционно-компенсирующая направленность обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями, предполагает опору на здоровые силы ребёнка. А коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психофизического развития, создает дополнительные возможности для процесса компенсации неполноценных функций организма.

Отклоняющееся развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья такое, которое не подчиняется общим законам. Его развитие индивидуальное, во многом нестандартное, всегда непонятное, сложное, противоречивое. Коррекция развития - это направление развития ребенка с проблемами в нормальное русло. Однако коррекция и компенсация недостатков развития – не самоцель работы учителя-дефектолога. Это средство обеспечения ребёнку с ограниченными возможностями максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни, что и является основной целью работы коллектива педагогов нашей школы.

Итак, задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с нарушением интеллекта, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Учителя в специализированных (коррекционных) школах думают о том, как ребенка с ОВЗ воспитать, обучить, подготовить к участию в трудовой жизни, поэтому основная задача коррекционной школы VIII вида – максимальное преодоление дефектов развития познавательной деятельности учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни.

В современную эпоху стремительных перемен приходится постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание образования. Поэтому в настоящее время я много внимания уделяю инновационным образовательным технологиям.

В своей педагогической практике на дефектологических занятиях и во внеурочной деятельности я применяю следующие инновационные образовательные технологии, адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья:

 личностно-ориентированные технологии

 технологии дифференциации и индивидуализации обучения

 технология проектного обучения

 технология проблемного обучения

 инновационная технология

 здоровьесберегающие технологии

 технология разноуровневого обучения

 коррекционно - развивающие технологии

 игровые технологии

 технология интегрированного обучения

 объяснительно–иллюстративные технологии

 технология арттерапии

 технологии компенсирующего обучения

 информационно - коммуникационные технологии

Поскольку я работаю с умственно отсталыми детьми, то хочу остановиться на некоторых специфических технологиях, применяемых для обучения данной категории детей.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных возрастных особенностей – такая задача, стоит перед учителем-дефектологом по реализации индивидуального подхода. Основным исходным элементом в этой системе должно быть изучение ученика.

Обучение детей - олигофренов я начинаю с изучения их индивидуально – типологических особенностей:

- знакомлюсь с анамнестическими данными;

- изучаю протокол ПМПК;

- изучаю рекомендации специалистов;

-провожу диагностическое обследование познавательной деятельности;

-определяю знания, умения и навыки, полученные ранее;

-провожу диагностическое обследование психических функций, используя специальные методики обследования.

(Приложение 1)

Анамнестические данные помогают мне определить уровень и форму дефекта каждого ученика и определиться в методике их преодоления.

Протокол ПМПК дает точное представление о дефектах познавательной деятельности, отклонениях психических функций, нарушениях логопедического характера. Рекомендации специалистов ПМПК дают четкие установки по преодолению тех или иных дефектов. Проведя, диагностическое обследование познавательной функции и определив уровень знаний, умений и навыков, я разрабатываю методику работы с каждым учеником.

(Приложение 2)

Индивидуализация обучения помогает мне дифференцировать учебный материал, разрабатывать задания различного уровня трудности и объёма, рассмотреть систему мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося.

На своих занятиях широко использую технологию уровневой дифференциации. Одной из моих задач, как учителя-дефектолога, является ликвидация пробелов знаний по всем предметам. Более подробно хочется, остановится на применение уровневой дифференциации при обучении математике учащихся специальной (коррекционной) школой VIII вида, так как эта технология имеет особое значение, при изучении данного учебного предмета. Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения детей с нарушением интеллекта в математике, учитывала потребности всех школьников. В основу обучения математики я положила личностно-ориентированный подход к детям и на основе этого рассматривала и применяла формы и методы дифференцированного обучения. Это позволило мне повысить качество знаний учащихся, способствовало достижению творческой, продуктивной деятельности, удовлетворенности учащимися с нарушением интеллекта образовательным процессом.

На занятиях я применяла следующие дифференцированные формы учебной деятельности учащихся:

• групповая дифференцированная (учащиеся объединены в группы по специфике дефекта и уровню усвоения знаний);

• индивидуальная дифференцированная (учащийся и педагог).

Дидактический материал разрабатывала по типологическим группам учащихся:

• группа 1 (учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений);

• группа 2 (учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений);

• группа 3 (учащиеся, не достигшие минимального уровня).

Разработку дидактического материала выстраивала с учётом:

- возрастных психологических особенностей детей с нарушением интеллекта;

- индивидуальных особенностей детей;

- особенностей общеобразовательного учреждения.

Использовала следующие виды материалов:

- тесты;

- карточки для самостоятельной работы.

Так, например, на групповых занятиях по ликвидации математических знаний учащимся я предлагаю задания 3-х уровней на карточках разного цвета:

• группе 3 (учащиеся, не достигшие минимального уровня) – карточка розового цвета, задания даются в соответствии со знаниями, умениями и навыками, разрешается использовать микрокалькулятор;

• группе 2 (учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений) – карточка желтого цвета, задания даются в облегченном варианте, разрешается использовать калькулятор;

• группе 1 (учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений) – карточка зеленого цвета. Задания даются в большем объеме и сложнее. Калькулятор используют для проверки правильности вычитаний.

(Приложение 3)

При использовании уровневой дифференциации на занятиях мне удалось добиться следующих результатов: работа в малых группах и парах развивает творческие способности учащихся, развивает уверенность учащихся в себе, ученик находит своё место в коллективе; индивидуальное обучение учащихся формирует творческие способности и приобретение навыков самообразования; совершенствует знания, умения и навыки, развивает личностные качества детей, способствует систематическому росту учащегося и переходу его из одной группы в другую.

Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации, как механизма достижения образовательного стандарта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, на индивидуальных и групповых занятиях способствует повышению качества знаний по предмету, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усилилась положительная мотивация к обучению, самооценка детей стала более реальной, слабые школьники стали достигать необходимого минимума знаний, а по некоторым темам даже превышать его, а сильные учащиеся не перестали стараться. На занятиях была создана комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.

Технологии проблемного обучения при формировании знаний у учащихся с нарушением интеллекта

В настоящее время перед учителем стоит задача формирования мыслительных способностей, познавательной активности, творческих сил учащихся с умственной отсталостью посредством использования специальных педагогических средств. Мы - педагоги, работающие с такой категорией учеников, знаем, что развитие творческих способностей школьников и их интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Я считаю, что проблемное обучение является одним из наиболее эффективных путей коррекции умственного развития школьников, развития их самостоятельного, творческого мышления.

Проблемная ситуация, стимулируя мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, помогает обеспечить то деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием. Она помогает учащимся осознать тему урока. Главное преимущество такого осознания, в отличие от простого словесного разъяснения, заключается в том, что проблема не ставится извне, а возникает у самого школьника в процессе его работы. Это ведёт к тому, что мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы. И деятельность ученика приобретает активный, целенаправленный характер.

В практике специальной школы для детей с нарушением интеллекта я использую только элементы проблемного обучения. При этом важно, чтобы материал, предлагаемый для проблемного обучения, был бы доступным, жизненно важным для учеников, его содержание должно соответствовать возрастным возможностям и интересам подростков. Я заметила, что у старшеклассников с нарушением интеллекта можно сформировать эвристическую направленность познавательной деятельности, повысить активность и самостоятельность при усвоении нового материала, развивать логическое мышление, используя некоторые формы, методы и приемы проблемного обучения. Тем самым встает проблема разработки методического обеспечения применения элементов проблемного обучения, в частности, на уроках элементов геометрии в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Я пришла к выводу, что:

• Во-первых, необходимо определить реальный запас знаний школьников, являющихся опорными при изучении той или иной темы, уточнить имеющиеся пробелы.

• Во-вторых, продумать систему работы по актуализации имеющихся по теме знаний, а также устранению пробелов.

• В-третьих, продумать наиболее эффективный алгоритм решения проблемных ситуаций, включающий разнообразные методы и приемы работы.

Перед тем как организовать проблемное выполнение заданий, я вводила этап повторения изученного ранее материала. Именно на полученных ранее знаниях базируется выполнение того или иного нового задания. Кроме того, необходимо было актуализировать знания. Предлагаемые на данном этапе упражнения позволяли повторить изученный ранее материал, систематизировать имеющиеся знания, применить их при выполнении различных упражнений на дефектологических занятиях и на уроках.

На следующем этапе выполнялись упражнения, основное назначение которых заключалось в подчеркивании существенных свойств изучаемого понятия и акцентировании на них внимания учащихся. По сути, школьники самостоятельно в ходе практической деятельности на занятиях перечисляли основные свойства, пытались сформулировать определение, а я руководила этой деятельностью.

С помощью поставленных специальным образом вопросов, анализа материала, явлений и организации наблюдений, практической деятельности я подводила учащихся к «открытию» нового. На следующем этапе шла работа по усвоению определения. Каждое существенное свойство, используемое в определении, делалось специальным объектом усвоения. Для того чтобы показать ученикам правильное речевое оформление вывода, я давала начало логического утверждения, а школьникам предлагала его закончить.

Итак, большинство заданий и практических упражнений требовало от учащихся ответа на поставленный проблемный вопрос. При этом проблемные вопросы имели логическую связь как с ранее изученными понятиями и представлениями, так и с изучаемым на данном этапе понятием, вопросы содержали в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного, вызывали чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным. Вопросы и задания были сложными настолько, что вызывали определенные затруднения, но в тоже время посильными для самостоятельного нахождения ответа. При выполнении упражнений школьники учились выводить следствие из факта. Таким образом, использование элементов проблемного обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, очень эффективно, так как развивает инициативу учащихся, повышает их активность и самостоятельность. Поэтому целесообразно использовать элементы проблемного изложения и частично-поисковые методы в дополнении и во взаимосвязи с традиционной методикой изучения материала, сочетая применение репродуктивных и продуктивных методов обучения. На занятиях могут использоваться проблемные вопросы и проблемные ситуации. Они, как правило, вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, так как ответ на данный вопрос не содержится в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Подобные вопросы целесообразнее задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы школьникам необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания. Например, можно предложить ответить на ряд проблемных вопросов при проверке знаний по истории по теме: «Восточные славяне».

(Приложение 4)

Игровая технология.

Содержание коррекционной педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр всего того, что необходимо для социальной адаптации. При этом приходится учитывать возможности умственно отсталого индивида и соответствие им предлагаемых нагрузок. Очень важно как можно раньше начинать коррекционное воспитание и обучение ребенка с особыми образовательными потребностями.

Психофизическое развитие детей с умственной отсталостью характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений.

Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.

В учебном плане имеется курс коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Мною проводятся групповые и индивидуальные занятия по коррекции этих процессов с помощью игровых технологий. Целью занятий является:

- подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи и т.д.;

- восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанию учебного материала;

- коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно–практической, музыкально– ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. В своей работе я использую разделы, на основе которых и строится игровая технология:

- развитие моторики, графомоторных навыков;

- тактильно–двигательное восприятие;

- развитие зрительного восприятия;

- восприятие формы, величины, цвета;

- восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес);

- восприятие пространства и времени;

- кинестетическое и кинетическое восприятие.

Для проведения занятий по данному курсу мне приходится очень тщательно отбирать игровой материал, имеющийся арсенал постоянно пополняется, что значительно облегчает проведение занятий. Приведу примеры дидактических материалов, которые я применяю на дефектологических занятиях: строительные конструкторы, геометрическое лото, плоские и объемные геометрические фигуры, спортивный инвентарь, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, зерна и т.п.), ящики с песком, сенсорные модели, массажные коврики и т.д. Перечень материала очень разнообразен, дети проявляют интерес, когда при проведении занятий используется различные наглядность и раздаточный материал.

В своей практике я опиралась на рекомендации игротерапевта Я.Я.Ленок по проведению коррекционно-развивающих игр:

1). Игры проводятся с учетом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера;

2). Активное участие педагога в игре;

3). Каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей;

4). Продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания;

5). Задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности;

6). Игра должна носить воспитательный характер;

7). Следует начинать с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя;

8). Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного возраста и уровня психомоторного развития.

В результате постоянно применения игровых технологий на занятиях школьники научаются: узнавать предметы по заданным признакам; классифицировать предметы по форме, величине, цвету; давать полное описание объектов и явлений; видеть временные рамки своей деятельности; ориентироваться в пространстве; целенаправленно выполнять действия по инструкции.

Специфика работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида постоянно заставляет искать новые и совершенствовать уже имеющиеся формы и методы работы и с этой точки зрения, можно предположить, что игровые технологии является одним из ресурсов формирования познавательных интересов умственно отсталых учащихся.

Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нем, и поэтому она необходима для развития личности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

На дефектологических занятиях я часто использую сюжетно-ролевые игры. Они воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации. Игра способствует развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработке необходимых умений и навыков. Поэтому сюжетно-ролевые игры часто применяются на групповых и индивидуальных занятиях.

Мною используются следующие сюжетно-ролевые игры:

• «Железнодорожный транспорт» - («Обращение в справочное бюро», «Покупка билета», «Хранение багажа в ручной и автоматической камере хранения» «Найди в расписании свой поезд», «Посадка в вагон», «Разговор с проводником»).

• «Питание» - («Прием гостей», «Магазин». «Готовим обед». «Составляем меню»)

• «Средства связи» - («На почте – отправка бандеролей, посылок»)

• «Культура поведения» - («Запишите меня в библиотеку» «Здравствуй, театр», «Вы пришли в гости», «Я иду на день рождения», «У меня сегодня день рождения»).

Хотелось бы добавить, что привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.

Информационно - коммуникационные технологии

Необходимость применения информационно-коммуникационных образовательных технологий в школьном образовании очевидна. Поэтому я активно использую компьютер практически на всех дефектологических занятиях. Он играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития учащихся: позволяет знакомить учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, рационально использовать учебное время, создавать действенные мотивы к получению знаний и их использованию в практической деятельности. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того «как лучше рассказать материал», к тому «как лучше его показать».

Результат системной работы по использованию ИКТ-технологий :

- создание банка компьютерных дидактических и методических материалов для использования информационных технологий в образовательном процессе по коррекции всех психических и физических функций.

- участие в конкурсах педагогического мастерства на сайтах: nsportal, интернет порталы: «Конкурсы детям», «Мир конкурсов», «Творческие конкурсы», «Мир олимпиад».

- создание персонального сайта учителя

Работа с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями всегда является организацией совместной деятельности в атмосфере делового сотрудничества, где роль учителя – роль доброжелательного помощника ребенка. Все это обеспечивает включение механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей, создает эффективные условия обучения и воспитания и это дает хорошие результаты. Учащиеся наших коррекционных классов принимают активное участие в различных конкурсах, олимпиадах и так далее и получают призовые места. Многие награждены грамотами и дипломами.

В старших классах широко применяю проектную технологию, которая ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Этот метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Типология проектов, которые я предлагаю, очень обширна - исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят. Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Урок чтения в коррекционной школе как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учитель часто сталкивается с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы.

Примерные темы проектов: "Берёза - символ России" - основой этого коллективного проекта является изучение темы "Родная природа в произведениях русской литературы"; возможна разработка индивидуальных проектов, например по русскому языку - "Имя прилагательное" и т.п. Ниже я подробно опишу метод проектирования на уроках и внеурочное время.

Здоровьесберегающие технологии при обучении детей с интеллектуальными отклонениями.

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ). Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.

Для всех участников образовательного процесса проводятся тренинги, семинары, лекции, консультации специалистов, врачей, классные часы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, обучению методикам по укреплению и сохранению здоровья. Я являюсь активным участником этих мероприятий.

Особое внимание в нашей школе уделяется правильному питанию детей. Это необходимо для снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, коррекции функциональных нарушений органов пищеварения. В школе проводится витаминизация: дети получают фрукты, овощи, витаминизированные напитки, соки, фиточаи.

Поскольку «ячейкой» образовательного процесса являются урок и занятия (групповые и индивидуальные), то и оценка их влияния на здоровье учащихся является наиболее важной. Для здоровьесбережения на занятиях я рассматриваю следующие аспекты:

• Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников зависит от соблюдения этих простых условий.

• Число видов учебной деятельности, используемых педагогом. К ним относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 – 7 видов. Однообразность способствует утомлению школьников.

• Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7 – 10 минут.

• Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок.

• Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» субъектов деятельности по их получению. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра и др.); методы, направленные на самопознание и развитие эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др.

• Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эффективным методом является периодическая смена поз (перевод детей из позы сидя в позу стоя). Я планирую занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя.

В режиме дня включены следующие мероприятия:

 утренняя гимнастика до уроков;

 физкультминутки;

 подвижные перемены на свежем воздухе: первая (20 минут) - для начальных классов, вторая – для старших.

 организация учебных занятий в режиме динамических поз;

 уроки физкультуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся;

 уроки ритмики в начальных классах, в старших – коррекционные уроки ЛФК;

 уроки здоровья;

 проведение дней здоровья;

 профилактика и коррекция нарушения зрения;

 конкурсы, конференции, защита социальных проектов по профилактике вредных привычек;

 работа спортивных секций «Спешл Олимпикс», «Мы хотим быть здоровыми»;

 турниры по пионерболу, футболу, спортивная игра «Десяточка»;

 осенний кросс;

 соревнования по лыжам.


К публикации приложен файл:
http://росмедаль.рф/publication-files/Образовательные технологии.docx